Сальвадор Дали
Гений, нарушивший границы реальности.
Человек, который превращал жизнь в искусство. Он появлялся на интервью в водолазном костюме, выгуливал муравьеда по улицам Парижа и утверждал, что родился после реинкарнации своего умершего брата.
Сальвадор Дали родился в 1904 году в испанской Каталонии, в городе Фигерас, в семье, которая поддерживала его стремление к искусству. Уже в детстве он проявил яркие творческие способности, и его отец, будучи человеком строгим, поощрял его увлечение рисованием.
Дали учился в Академии художеств в Мадриде, где выделялся своими нестандартными подходами и смелыми экспериментами. Он был одним из самых ярких студентов, но в какой-то момент его отношения с преподавателями стали напряжёнными, так как он часто оспаривал их авторитет и методы. Вскоре он был исключён из академии, что, однако, не остановило его - он продолжил развивать свой собственный стиль.
Дали быстро стал известен благодаря своей необычной интерпретации сюрреализма, стиля, который стремился выражать подсознательные мысли и чувства через иррациональные образы. Его картины, такие как «Постоянство памяти» (1931), с растекающимися часами, и «Лица, восходящие к небу» (1935), стали знаковыми произведениями, отражающими его философию времени и восприятия реальности. Он всегда утверждал, что важнейшей частью искусства является способность нарушать традиции и создавать нечто совершенно новое.
Его жена, Гала Элюар, была не только музой, но и важным партнёром в творчестве и жизни. Она управляла его карьерой и финансами, вдохновляла на создание множества произведений и помогала формировать уникальный публичный образ Дали, став для него символом любви, бессмертия и творческой свободы.
Сальвадор Дали - это не просто художник, а человек, который сумел заглянуть в глубины подсознания и перенести увиденное на холст. Он создавал миры, где время текло иначе, реальность искажалась, а самые обыденные вещи превращались в загадки. Каждая его картина — это не просто изображение, а дверь в мир грёз и парадоксов.
"Постоянство памяти" (1931). Наверное, самая известная работа Дали. Тёмный пейзаж, изогнутые, будто стекающие с поверхности часы, напоминающие плавленый воск. Говорят, идея пришла Дали во время ленивого обеда. Он наблюдал, как мягкий камамбер медленно плавится на тарелке, и задумался: а что, если время может быть таким же податливым?
Эта картина наполнена глубоким смыслом: время относительно, его течение зависит от восприятия, о субъективности времени, которое может растягиваться или сжиматься в зависимости от наших эмоций.
"Искушение святого Антония" (1946). Эту картину Дали написал для конкурса, организованного к фильму «Приватная жизнь святого Антония». Победил бельгийский художник Макс Эрнст, но работа Дали стала более популярной и вошла в число его шедевров.
Это одна из первых картин, где Дали изобразил слонов с невероятно длинными и тонкими ногами - этот мотив позже стал фирменным для его творчества.
Святой Антоний Великий был христианским отшельником, который, по преданию, подвергался искушениям демонов. В картине он изображён с крестом, отгоняющим фантастических существ, олицетворяющих соблазны.
"Слоны" (1948). Дали изобразил слонов с невероятно длинными, тонкими ногами. Они выглядят невесомыми, парящими над землёй, что придаёт картине сюрреалистический эффект.
В отличие от традиционного образа слонов как символа силы и устойчивости, Дали показывает их хрупкими и эфемерными. Они несут на спинах обелиски и напоминают скульптуры Джан Лоренцо Бернини в Риме.
На заднем плане картины изображён обширный, почти пустой пейзаж, который усиливает чувство отрешённости и нереальности. Местность кажется безжизненной, с редкими элементами, что подчёркивает абсурдность происходящего. Это усиливает сюрреалистический эффект, как будто действие происходит вне пространства и времени.
"Галатея со сферами" (1952). На полотне изображен разобранный на сферы женский образ, который парит в пространстве. Лицо и тело фигуры состоят из множества шаров, создающих эффект объемности и движения. Фигура Галатеи - это Гала, муза и жена художника, чьи черты он многократно изображал в своих работах. Имя «Галатея» отсылает к мифу о Пигмалионе, который влюбился в статую, оживленную богами.
Интересен тот факт, что когда Дали впервые увидел Галу, он опешил. В детстве ему подарили авторучку с маленьким снежным шаром, в котором была заключена черноволосая красавица. Если шар встряхнуть как следует, то вокруг этой загадочной женщины кружили снежинки. Маленький Сальвадор влюбился в эту фигурку и пообещал себе во что бы то ни стало спасти незнакомку. Узнав, что новая знакомая родилась в далекой России, где достаточно снега, Дали понял, что перед ним та самая женщина из детских грез.
Картина так называемого "ядерно-мистического" периода отражает увлечение Дали наукой и осмыслением атомной физики после ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. По собственным своим словам и по воспоминаниям близких ему людей, Сальвадор Дали в то время был просто одержим теорией атомного распада. Сама мысль о том, что вся материя состоит из мельчайших частиц, которые даже не соприкасаются между собой, глубоко поразила его и стала основополагающей при написании многих полотен этого периода.
"Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа" (1981). Картина стала известной благодаря созданию целой серии духов, выпускаемых под брендом Salvador Dali. Духи имели в свое время оглушительный успех, ставший результатом сотрудничества еще не утратившего деловую хватку художника с французским парфюмером и бизнесменом Жаном-Пьером Гривори.
Первая партия была во всех отношениях уникальной: хрустальные флаконы, лимитированный тираж - всего 5 000 упаковок... Поэтому даже невзирая на запредельную, по любым меркам, цену: 20 000 франков, духи разлетелись, как горячие пирожки. Впоследствии перешли к более массовому и более дешевому продукту, стали задействовать сюжеты и других картин Дали - но уже без непосредственного участия художника.
"Лицо Мэй Уэст, пригодное для сюрреалистического использования" (1935) и комната «Лицо Мэй Уэст» (1974). Сальвадор Дали превращает черты лица голливудской актрисы Мэй Уэст в интерьер комнаты. Мэй Уэст была скандально известной актрисой 1930-х годов, символом чувственности и дерзости. Она прославилась своими остроумными, провокационными ролями, нарушавшими тогдашние табу Голливуда. Дали восхищался ее образом и превратил ее лицо в сюрреалистическое пространство.
На первый взгляд, картина выглядит как портрет актрисы, но если внимательно рассмотреть детали, становится понятно, что это комната, оформленная в виде ее лица. Диван в форме губ, камин, ставший носом, две картины в рамах, играющие роль глаз, и драпировки, превращающиеся в ее золотистые локоны - все это вместе создает портрет Мэй Уэст.
В 1937 году Сальвадор Дали создал первый диван в форме губ для британского мецената Эдварда Джеймса. В 1970-х итальянская студия Studio 65 выпустила модернизированную версию под названием Bocca, сделав ее культовым предметом поп-арта. Сегодня оригинальные и репродукционные версии дивана выставлены в ведущих музеях мира.
Спустя несколько десятилетий после написания картины, Дали воплотил её в реальности, создав трехмерную инсталляцию в своем театре-музее в Фигерасе - «Комнату Лицо Мэй Уэст». Посетители могут зайти в комнату, но увидеть портрет можно только с определенной точки, создавая эффект игры с перспективой. Эта инсталляция находится в Театре-музее Дали в Фигерасе, созданном самим художником как грандиозное пространство сюрреализма. В музее собраны сотни его работ, включая живопись, скульптуры и оптические иллюзии, а сам музей задуман как «самый большой сюрреалистический объект в мире».

