Анри Матисс
Гений цвета и живописец радости.
Анри Матисс — художник, который раскрыл миру силу цвета и показал, как искусство может дарить свет и свободу. Он говорил: «Когда я понял, что каждый оттенок несёт эмоцию — я стал свободен». Его живопись — это праздник форм, ритмов и ощущений, отражающих внутреннюю гармонию.
Анри Матисс родился в 1869 году на севере Франции, в небольшой городке Ле-Като-Камбрези. Он вовсе не собирался становиться художником — по настоянию родителей окончил юридическую школу и даже работал помощником юриста. Всё изменилось, когда в 21 год Матисс тяжело заболел, и ему принесли краски, чтобы скоротать время. Это было откровение: он понял, что живопись — его истинное призвание. Матисс говорил, что в тот момент «почувствовал, как душа поёт». С тех пор он больше не выпускал кисть из рук.
Матисс начал изучать искусство в Школе изящных искусств в Париже, сначала под влиянием академической традиции. Работы старых мастеров, особенно Жана Огюста Доминика Энгра, вызывали у него восхищение. Однако, довольно скоро Матисс понял, что классические каноны сдерживают его. Он жаждал свободы — в композиции, в линии, в цвете.
В ранних работах Анри Матисса ярко прослеживается его путь художника, который ищет собственный стиль и язык самовыражения. В конце 1890-х и начале 1900-х годов Матисс начинает экспериментировать с цветом и формой. Его начали привлекать импрессионисты, особенно Сезанн, а позже — Ван Гог и Гоген. Его палитра становится ярче, мазок — свободнее, появляется интерес к декоративности и упрощённой форме.
"Вид Коллиура" (1905). Летом 1905 года 35-летний Анри Матисс отправился в южный французский городок Коллиур вместе с художником Андре Дереном. Они поехали туда искать солнце, свет и новые ощущения. Матисс уже давно чувствовал, что его живописи не хватает свободы. В Париже он изучал творчество импрессионистов, увлекался Сезанном, но хотел пойти дальше — не просто передавать, как выглядит мир, а показывать, как он ощущается.
Коллиур стал для него настоящим открытием. Это был маленький рыбацкий порт у Средиземного моря с яркими домами, мощными тенями и сверкающим светом. Всё вокруг — вода, камни, крыши, деревья — словно само просило, чтобы его изобразили чистыми, яркими цветами. Вместе с Дереном они работали бок о бок, каждый день выходили на пленэр и писали не столько то, что видели, сколько то, что чувствовали. Краски стали смелыми и почти неестественными, а мазки — свободными и эмоциональными.
"Женщина в шляпе" (1905). Одна из самых ярких и провокационных работ Матисса начала его фовистского периода. На ней изображена его жена Амели Матисс — но не как традиционная дама эпохи, а как взрыв цвета и формы. Это был настоящий манифест: художник заявлял, что больше не будет подчиняться законам реалистической живописи.
Эта картина, как и "Вид Коллиура" была представлена среди прочих новых работ художника на Осеннем салоне 1905 года в Париже — ежегодной выставке современного искусства, где молодые художники могли показать свои работы широкой публике. И, хотя Матисс уже не был новичком, для него это был важный шанс заявить о себе. Зал с их работами сразу бросался в глаза: зелёные лица, розовые деревья, синее небо, и всё это — без теней, без плавных переходов, будто художники вообще забыли про «реальные» цвета. Публика была потрясена.
После выставки критик Луи Воксель опубликовал рецензию «Донателло среди диких зверей», в которой назвал художников "les fauves", то есть «дикарями», и слово "фовизм" (от французского fauves — «дикие») моментально прилипло к Матиссу и его товарищам. Таким образом, то, что начиналось как возмущение публики и издёвка прессы, обернулось рождением одного из самых радикальных и жизнеутверждающих направлений XX века. Коллиур — его колыбелью, а Матисс стал не просто его представителем — он стал его сердцем.
"Танец", "Музыка" (1910). Эти картины стали одними из ключевых произведений Анри Матисса. Хотя известность пришла к художнику довольно быстро, финансовые трудности долго не отпускали его. Лишь благодаря поддержке русских коллекционеров и меценатов, таких как Сергей Щукин и Иван Морозов, Матисс смог обрести стабильность. Их интерес к новаторскому искусству дал французскому живописцу не только материальную опору, но и творческую свободу.
В 1908 году Сергей Щукин, тонкий знаток современного искусства и страстный поклонник Матисса, заказал у него два больших панно — «Танец» и «Музыка» — для украшения лестничного холла своего московского особняка. Темой Щукин предложил «вечные» категории — движение и звук, радость жизни и сила искусства. Он хотел, чтобы картины вызывали у зрителя эмоциональный отклик, наполняли пространство энергией и красотой. Матисс с энтузиазмом принял заказ, видя в нём возможность поэкспериментировать с масштабом, формой и цветом, выйти за рамки станковой живописи и приблизиться к синтезу искусства и архитектуры.
В 1911 году Матисс приехал в Москву, чтобы лично увидеть, как его панно вписались в интерьер особняка. Этот визит стал для него важным событием: он был глубоко поражён русской культурой, особенно — иконописью. Его поразила духовная сила, простота и символическая насыщенность икон, их декоративность и глубокая выразительность. Знакомство с православной традицией оказало на художника сильное влияние: оно усилило его стремление к лаконичности формы, чистому цвету и эмоциональной ясности, которые стали отличительной чертой его зрелого стиля.
"Красные рыбы" (1911).
Картина родилась вскоре после поездки Анри Матисса в Россию, где художник впервые столкнулся с особой силой иконописи, её символизмом и стремлением к внутреннему покою. Воздействие этого опыта ощущается в композиционной строгости и медитативной атмосфере «Красных рыб». На первый взгляд — это всего лишь изображение аквариума с золотыми рыбками на фоне пышной растительности. Но за внешней простотой скрывается сложная система отношений: между цветами и формами, предметами и пространством. Матисс создаёт ощущение уединённости, почти монашеской тишины — всё в этой сцене говорит о внутренней сосредоточенности, гармонии и балансе.
Как и в ряде других произведений, Матисс намеренно отходит от классических законов перспективы. Стол представлен под необычным углом — словно мы смотрим на него сверху, тогда как аквариум показан сбоку, на уровне глаз. Это несоответствие не нарушает композицию, а, напротив, придаёт ей особую выразительность. Вглядевшись внимательнее, можно заметить, что всю структуру картины организует форма круга. Круглые листья растений в верхнем левом углу перекликаются с такими же по форме элементами в правом нижнем, а силуэт аквариума отзывается плавными линиями столешницы. Даже ножка стола содержит круглый элемент, поддерживая общее ритмическое единство. Этот тонкий визуальный повтор создаёт ощущение внутренней гармонии и спокойствия — того самого тихого, медитативного состояния, которое возникает, когда мы безмолвно наблюдаем за движением рыб в воде.
"Вид из окна. Танжер" (1912), "Зора на террасе" (1913), "Вход в Касбу" (1913). Марокканский триптих После 1910 года Матисс всё больше увлекался декоративностью и влиянием Востока — особенно арабским и исламским искусством. Поездка в Танжер в 1912 году была для него не случайной — она стала логическим продолжением его творческого поиска. Ещё до путешествия в Марокко он специально ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, где с увлечением изучал восточные орнаменты, ковры, резные изделия, керамику и древние монеты.
В первые дни пребывания в Марокко шли дожди и прогулки были невозможны, гостиница, хоть и была с прекрасным видом на старый город, не радовала комфортом. Однако, когда спустя несколько недель, выглянуло солнце, впечатления оказались поразительными. «Едва дождь прекратился, из земли появились дивные цветы, — вспоминал художник. — Все холмы в окрестностях Танжера, прежде имевшие цвет львиной шкуры, покрылись изумительной зеленью, а небо затянуло тучами, словно на картинах Делакруа. Благодаря необычному свету, все вокруг выглядело совсем не таким, как на Лазурном Берегу».
Эти впечатления вдохновили Матисса на создание «Марокканского триптиха». Преобладание бело-голубых тонов отражает реальность Танжера. Такие оттенки действительно преобладали в облике старых зданий — и сегодня эти небесные цвета можно увидеть на уличных снимках марокканских городов. Возможно, именно тогда синий стал для Матисса не просто любимым цветом, а своего рода символом Востока. Он пронизывает все части триптиха, объединяя разрозненные сцены в единое цветовое и чувственное пространство.
Вдохновлённый марокканской культурой и экзотической атмосферой Танжера, Матисс продолжал развивать свою любовь к декоративности и ярким цветам, что особенно отразилось в его работах того времени. Орнаментальные элементы, геометрические узоры и насыщенные цвета восточных ковров и архитектуры стали важной частью его искусства. Матисс перенёс восточную атмосферу в свои работы, сочетая её с собственными поисками простоты и выразительности формы, что стало основой для дальнейшего развития его стиля и привнесло в его творчество новые, яркие акценты.
"Одалиска в красных шароварах" (1925).
Впечатления от Востока глубоко запечатлелись в сознании Матисса и оказали значительное влияние на его последующее творчество. В 1920-е годы художник обращается к теме одалисок, создавая серию работ, в которых сочетаются экзотика Востока, декоративность и поиски нового выражения красоты.
Переехав на юг Франции, в Ниццу, Матисс окружает своих моделей богатством восточных тканей, ковров, керамики и мебели. Его палитра становится ещё более насыщенной, композиции приобретают особую плоскостность и орнаментальность, а пространство картин наполняется чувственной, почти театральной атмосферой. В этих произведениях художник стремился передать не столько реальность, сколько мир грёз — гармоничный, полный света, цвета и внутреннего покоя. Картина "Одалиска с магнолией" (1923) — одно из ярчайших воплощений этого периода. Здесь, как и во многих других полотнах 1920-х годов, Матисс соединяет восточную тему с собственным стремлением к простоте формы и выразительности цвета, создавая образы, наполненные жизнью, нежностью и мечтательной красотой.
"Сон" (1940).
Эта выразительная картина была написана Матиссом е в период Второй мировой войны, когда художник находился в Ницце. Она словно противопоставляет хаосу внешнего мира — мир снов, покоя и внутренней гармонии. Вся композиция наполнена мягкими линиями и яркими, плоскими цветами, создающими ощущение безмятежности.
Блузка, в которой изображена женщина на картине — румынская народная блузка, известная как ie, с характерными вышитыми узорами. Матисс заинтересовался румынскими народными костюмами благодаря своему другу, румынскому художнику Теодору Паллади.
Паллади учился в Париже и был хорошо знаком с Матиссом, с которым у него завязались не просто товарищеские, но и художественные отношения. Он познакомил Матисса с культурой Румынии, в том числе с народным костюмом, и подарил ему несколько румынских рубашек. Эти ткани с выразительной вышивкой, ручной работы, Матисс сохранил в своём ателье и неоднократно использовал как часть реквизита для своих натурщиц.
"Лимоны на розовом" (1943). Поздний период творчества Анри Матисса (около 1940-х годов) — это время, когда художник столкнулся с множеством внешних и личных трудностей, включая Вторую мировую войну, оккупацию Франции и проблемы со здоровьем. Несмотря на это, Матисс продолжал искать свет и радость в искусстве. Картины этого периода пронизаны светом и насыщенными оттенками. Он использовал яркие, жизнеутверждающие цвета, такие как синий, оранжевый, желтый, что создавало ощущение тепла и уюта, словно художник стремился привнести свет и радость в повседневную жизнь.
"Лимоны на розовом" или "Натюрморт с лимонами на розовом фоне" — одна из последних картин Анри Матисса, выполненных традиционными методами — с использованием краски и кисти. После 1943 года Матисс уже значительно сократил работу с кистью и в дальнейшем полностью сосредоточился на вырезках, которые стали его основным способом творческой деятельности до конца его жизни.
"Джаз" (1947). Оказавшись прикованным к инвалидному креслу после операции, Матисс лишился возможности работать стоя. Но он не сдался: вместо кисти взял в руки ножницы и стал работать с цветной бумагой.
Cначала он красил большие листы бумаги в нужные цвета, а потом вырезал из них фигуры — листья, кораллы, танцующих людей, волны. Всё это было очень живое, яркое, простое, как будто ребёнок рисует с чистого сердца. Матисс создавал из них композицию и оформлял в виде коллажей. Произведения отличались своим минимализмом и лаконичностью, что вызывало споры. Вырезанные картинки имели детскую произвольность, но когда они оказывались внутри единой композиции, все недостатки становились преимуществом: они добавляли динамики, усиливали форму.
Матисс говорил: «Вырезать в цвете — это всё равно что рисовать, но прямее и радостнее».
В 1947 году Матисс издал альбом своих вырезок, который назывался «Джаз». В нём было много тем о цирке, путешествиях, экзотике - всё очень живое, шумное и радостное, как сама жизнь. В альбоме 20 ярких цветных композиций, сделанных в технике вырезок, плюс рукописный текст Матисса — его размышления о жизни, искусстве и свободе на 146 страницах. Он писал пером, крупными буквами, будто рисовал словами. Изначально Матисс хотел назвать альбом «Цирк», потому что там много тем, связанных с клоунами, акробатами, масками. Но издатель предложил название «Джаз», и оно очень подошло, потому что: как джаз-музыка, эти работы ритмичны, свободны, полны импровизации.
"Синяя обнаженная" (1952).
Синие обнажённые — это серия цветных литографий, созданных Матиссом в 1952 году. Хотя эти работы выполнены в литографической технике, в их основе лежат его более ранние эксперименты с вырезками. Матисс сначала создавал композиции, вырезая фигуры из бумаги, чтобы лучше понять, как они будут смотреться на плоскости. Эти бумажные вырезки служили ему как эскизы и вдохновляли на дальнейшую работу.
Затем он переносил эти идеи на камень или металлические пластины, используя литографию — технику, в которой изображение наносится жирными чернилами на поверхность, отталкивающую воду. После того как рисунок был готов, Матисс печатал его на бумаге, а затем добавлял синие оттенки вручную. Именно яркий синий цвет стал ключевым элементом серии, придавая её работам особую выразительность и насыщенность. Эти литографии сочетали в себе абстракцию и чувственность, отражая стремление художника найти гармонию и красоту, несмотря на физические ограничения, с которыми он столкнулся.
Анри Матисс прожил долгую жизнь, полную поисков, экспериментов и удивительных открытий. Он прошёл путь от классических канонов до радикальной свободы цвета, от импрессионизма к фовизму, от живописи к вырезкам. В каждом периоде его творчества — стремление к свету, к радости, к гармонии. Он верил, что искусство должно быть не бременем, а утешением, не загадкой, а источником счастья.

